Модификации:
АСУ-57
АСУ-57 доработанная
АСУ-57
Легкая авиадесантная гусеничная самоходная артиллерийская установка.
Машина имеет сварной корпус с дифференцированным бронированием толщиной от 3 до 12 мм.
В передней части расположено отделение управления с экипажем в частично открытой рубке, в задней – моторно-трансмиссионное отделение.
В боевом отделении размещена казенная часть пушки, патронные ящики и механизм подачи.
В отделении управления размещается экипаж, включающий командира-наводчика и механика-водителя.
Доступ осуществляется через верхнюю открытую часть рубки, которая может закрываться брезентом.
Она крепится к корпусу болтами и для уменьшения габаритов при перевозке авиатранспортом может складываться поворотом назад и вниз, при этом общая высота корпуса уменьшается до 1,082 м.
Для обзора вперед в верхней части лобового листа рубки предусмотрены два окна, защищенные бронестеклом.
Двигатель однорядный четырехцилиндровый, четырехтактный карбюраторный ГАЗ-М-20 жидкостного охлаждения мощностью 50 л.с. установлен в кормовой части продольно вдоль правого борта.
Система зажигания двигателя – батарейная, пуск двигателя осуществляется электростартером МАФ-4006.
Топливная система содержит диафрагменный бензонасос и карбюратор К-22.
Топливный бак емкостью 120 л устанавливается в кормовой части, обеспечивая запас хода до 170 км.
Выхлопная труба выводится через правый борт назад.
Система охлаждения включает сотовый радиатор, центробежный насос и два вентилятора.
Забор воздуха осуществляется через впускные жалюзи в крыше МТО, выпуск – через решетки в верхнем кормовом листе справа.
Механическая трансмиссия установлена за двигателем. она включает коническую главную передачу, четырехступенчатую коробку передач ГАЗ-АА, два бортовых фрикциона с ленточными тормозами и два однорядных бортовых редуктора с цилиндрическими шестернями.
Ходовая часть включает ведущие колеса с задним расположением, четыре одинарных обрезиненных опорных катка с независимой торсионной подвеской и два поддерживающих ролика на каждом борту.
Направляющее колесо переднего расположения крепится на кронштейне и снабжено кривошипным механизмом натяжения.
Оно представляет собой такой же каток без бандажа.
Гусеница – стальная мелкозвенчатая, двухгребневая, цевочного зацепления, со скелетообразными литыми траками шириною 200 мм и открытым металлическим шарниром.
Гусеничная цепь включает 89 траков с шагом 90 мм.
Длина опорной поверхности составляет 2,04 м, ширина колеи – 1,915 м.
Сверху гусеницы на две трети (от переднего поддерживающего ролика до ведущего колеса) закрываются надгусеничными полками.
Воружение включает 57-мм авиационную автоматическую пушку 113П (НС-57) конструкции Нудельмана.
Техническая скорострельность соствляет 133 выстрела в минуту.
Орудие монтируется со сдвигом назад, поэтому через амбразуру выступает небольшаяая часть ствола с дульным тормозом.
Амбразура в нише лобового листа корпуса прикрывается полусферической маской.
Ствол проходит через боевую рубку и фиксируется на шкворневой установке, а казенная часть находится рядом с моторным отделением.
Слева от нее расположен механизм подачи с ящиком для рассыпной ленты на 15 унитарных выстрелов 57х350 мм.
Рядом находится два патронных ящика на 16 и 20 выстрелов. Н
ормальный боекомплект состаляет 31 выстрел (с использованием одного патронного ящика), при перегрузке – 51 (с использованием обоих патронных ящиков).
Дистанционная перезарядка пушки после израсходования первой ленты производится с помощью гидросистемы.
Следующая перезарядка выполняется вручную.
Наводка орудия в двух плоскостях осуществляется гидравлическими приводами.
Углы наведения составляют от –1 до +8° по вертикали и ±7-8° по горизонтали.
Для наведения первоначально использовался авиационный коллиматорный прицел ПБП-1А, позже заменнный на К-8Т.
Электрооборудование включает генератор ГБФ-4105, аккумуляторную батарею ЗСТЭ-80, переднюю фару, задний фонарь и лампу внутреннего освещения.
Рабочее напряжение электросети постоянного тока составляет 6 В.
Предусматривалась установка приемопередающей радиостанции РСИ-6МУ (на опытной машине отсутствовала).
АСУ-57 разработана в ОКБ-115 под руководством инженера С.Г. Кулагина как элемент комплексной системы с десантным планером Як-14 в 1948 г (см. соответсвующую страницу).
Построена в одном экземпляре.
Ходовые и артеллерийские испытания проведены в НИАБП в Кубинке с 19 июня по 5 июля 1948 г.
Результаты испытаний признаны неудовлетворительными и 9 июля опытный образец возвращен на завод №115 для доработки.
АСУ-57 доработанная
С учетом результатов испытаний в конструкцию АСУ-57 внесен ряд изменений.
Рубка отделения управления выполнена полностью закрытой.
Сверху и сзади рубка защищена дополнительными откидными броневыми листами.
В бортах рубки появились смотровые щели.
Окно наводчика в лобовом листе рубки заменено поворотным щитком с прорезью для прицела.
Коллиматорный прицел заменен на оптический прицел ОП-1 с кратностью увеличения 3,5″.
Вместо гидравлических приводов наводки орудия установлены механические.
Угол склонения пушки доведен до –2° с возможностью увеличения до –5° за счет открытия люков боевого отделения.
Гидравлический механизм дистанционной перезарядки пушки заменен на пневматический.
Вооружение дополнено съемной пусковой установкой с тридцатью 82-мм реактивными снарядами РС-82, устанавливаемой на корме.
Она представляет собой сварную трубчатую ферму, на которой смонитированы в три яруса 30 направляющих типа РО-82.
Прицеливание выполняется коллиматорным прицелом ПБП-1А.
Наведение по вертикали осуществляется штурвалом, по горизонтали – разворотом машины.
Управление пуском производится из рубки или с помощью выносного пульта.
Масса пусковой установки с полным боекомплектом составляет 320 кг.
Направляющие колеса ходовой части смещены назад, в результате количество траков гусеницы сократилось до 84.
На бортах установлены направляющие планки для предотвращения спадания гусеницы при сходе с ведущего колеса.
Надгусеничные полки удлинены до направляющих колес.
Спереди и сзади корпуса установлены буксирные крюки.
В правом борту корпуса установлен дополнительный люк для доступа к агрегатам двигателя.
Подогрев топливовоздушной смеси перед подачей в цилиндры осуществляется раскаленными газами выхлопного коллектора.
Сетчатый воздушный фильтр заменен на масляно-инерционный.
Передняя фара защищена решеткой, рядом с ней установлен звуковой сигнал.
Комплект оснащения дополнен ручным огнетушителем ОУ-2, шанцевым инструментом, ящиком для ЗИП и др.
В результате выполненных доработок вес машины вырос с 3255 до 3330 кг (3740 кг с увеличенным боекомплектом и реактивной установкой).
Доработанная АСУ-57 25 октября 1948 г была отправлена в НИАБП.
После проведения повторных испытаний 8 февраля 1949 г машина возвращена на завод.
Серийно не строилась, поскольку предпочтение было отдано самоходной установке с тем же названием АСУ-57, разработанной в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова.