Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 
 
     
     
 

Описание

 
 

ТТХ

 
 

Чертежи

 
 

Окраска

 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

АСУ-57

АСУ-57


Модификации:

АСУ-57
АСУ-57 доработанная


АСУ-57

Легкая авиадесантная гусеничная самоходная артиллерийская установка.
Машина имеет сварной корпус с дифференцированным бронированием толщиной от 3 до 12 мм. В передней части расположено отделение управления с экипажем в частично открытой рубке, в задней – моторно-трансмиссионное отделение. В боевом отделении размещена казенная часть пушки, патронные ящики и механизм подачи.
В отделении управления размещается экипаж, включающий командира-наводчика и механика-водителя. Доступ осуществляется через верхнюю открытую часть рубки, которая может закрываться брезентом. Она крепится к корпусу болтами и для уменьшения габаритов при перевозке авиатранспортом может складываться поворотом назад и вниз, при этом общая высота корпуса уменьшается до 1,082 м. Для обзора вперед в верхней части лобового листа рубки предусмотрены два окна, защищенные бронестеклом.
Двигатель однорядный четырехцилиндровый, четырехтактный карбюраторный ГАЗ-М-20 жидкостного охлаждения мощностью 50 л.с. установлен в кормовой части продольно вдоль правого борта. Система зажигания двигателя – батарейная, пуск двигателя осуществляется электростартером МАФ-4006. Топливная система содержит диафрагменный бензонасос и карбюратор К-22. Топливный бак емкостью 120 л устанавливается в кормовой части, обеспечивая запас хода до 170 км. Выхлопная труба выводится через правый борт назад. Система охлаждения включает сотовый радиатор, центробежный насос и два вентилятора. Забор воздуха осуществляется через впускные жалюзи в крыше МТО, выпуск – через решетки в верхнем кормовом листе справа. Механическая трансмиссия установлена за двигателем. она включает коническую главную передачу, четырехступенчатую коробку передач ГАЗ-АА, два бортовых фрикциона с ленточными тормозами и два однорядных бортовых редуктора с цилиндрическими шестернями.
Ходовая часть включает ведущие колеса с задним расположением, четыре одинарных обрезиненных опорных катка с независимой торсионной подвеской и два поддерживающих ролика на каждом борту. Направляющее колесо переднего расположения крепится на кронштейне и снабжено кривошипным механизмом натяжения. Оно представляет собой такой же каток без бандажа. Гусеница – стальная мелкозвенчатая, двухгребневая, цевочного зацепления, со скелетообразными литыми траками шириною 200 мм и открытым металлическим шарниром. Гусеничная цепь включает 89 траков с шагом 90 мм. Длина опорной поверхности составляет 2,04 м, ширина колеи – 1,915 м. Сверху гусеницы на две трети (от переднего поддерживающего ролика до ведущего колеса) закрываются надгусеничными полками.
Воружение включает 57-мм авиационную автоматическую пушку 113П (НС-57) конструкции Нудельмана. Техническая скорострельность соствляет 133 выстрела в минуту. Орудие монтируется со сдвигом назад, поэтому через амбразуру выступает небольшаяая часть ствола с дульным тормозом. Амбразура в нише лобового листа корпуса прикрывается полусферической маской. Ствол проходит через боевую рубку и фиксируется на шкворневой установке, а казенная часть находится рядом с моторным отделением. Слева от нее расположен механизм подачи с ящиком для рассыпной ленты на 15 унитарных выстрелов 57х350 мм. Рядом находится два патронных ящика на 16 и 20 выстрелов. Н ормальный боекомплект состаляет 31 выстрел (с использованием одного патронного ящика), при перегрузке – 51 (с использованием обоих патронных ящиков). Дистанционная перезарядка пушки после израсходования первой ленты производится с помощью гидросистемы. Следующая перезарядка выполняется вручную. Наводка орудия в двух плоскостях осуществляется гидравлическими приводами. Углы наведения составляют от –1 до +8° по вертикали и ±7-8° по горизонтали. Для наведения первоначально использовался авиационный коллиматорный прицел ПБП-1А, позже заменнный на К-8Т.
Электрооборудование включает генератор ГБФ-4105, аккумуляторную батарею ЗСТЭ-80, переднюю фару, задний фонарь и лампу внутреннего освещения. Рабочее напряжение электросети постоянного тока составляет 6 В.
Предусматривалась установка приемопередающей радиостанции РСИ-6МУ (на опытной машине отсутствовала).
АСУ-57 разработана в ОКБ-115 под руководством инженера С.Г. Кулагина как элемент комплексной системы с десантным планером Як-14 в 1948 г (см. соответсвующую страницу). Построена в одном экземпляре. Ходовые и артеллерийские испытания проведены в НИАБП в Кубинке с 19 июня по 5 июля 1948 г. Результаты испытаний признаны неудовлетворительными и 9 июля опытный образец возвращен на завод №115 для доработки.


АСУ-57 доработанная

С учетом результатов испытаний в конструкцию АСУ-57 внесен ряд изменений. Рубка отделения управления выполнена полностью закрытой. Сверху и сзади рубка защищена дополнительными откидными броневыми листами. В бортах рубки появились смотровые щели. Окно наводчика в лобовом листе рубки заменено поворотным щитком с прорезью для прицела. Коллиматорный прицел заменен на оптический прицел ОП-1 с кратностью увеличения 3,5″. Вместо гидравлических приводов наводки орудия установлены механические. Угол склонения пушки доведен до –2° с возможностью увеличения до –5° за счет открытия люков боевого отделения. Гидравлический механизм дистанционной перезарядки пушки заменен на пневматический. Вооружение дополнено съемной пусковой установкой с тридцатью 82-мм реактивными снарядами РС-82, устанавливаемой на корме. Она представляет собой сварную трубчатую ферму, на которой смонитированы в три яруса 30 направляющих типа РО-82. Прицеливание выполняется коллиматорным прицелом ПБП-1А. Наведение по вертикали осуществляется штурвалом, по горизонтали – разворотом машины. Управление пуском производится из рубки или с помощью выносного пульта. Масса пусковой установки с полным боекомплектом составляет 320 кг.
Направляющие колеса ходовой части смещены назад, в результате количество траков гусеницы сократилось до 84. На бортах установлены направляющие планки для предотвращения спадания гусеницы при сходе с ведущего колеса. Надгусеничные полки удлинены до направляющих колес. Спереди и сзади корпуса установлены буксирные крюки. В правом борту корпуса установлен дополнительный люк для доступа к агрегатам двигателя. Подогрев топливовоздушной смеси перед подачей в цилиндры осуществляется раскаленными газами выхлопного коллектора. Сетчатый воздушный фильтр заменен на масляно-инерционный. Передняя фара защищена решеткой, рядом с ней установлен звуковой сигнал. Комплект оснащения дополнен ручным огнетушителем ОУ-2, шанцевым инструментом, ящиком для ЗИП и др. В результате выполненных доработок вес машины вырос с 3255 до 3330 кг (3740 кг с увеличенным боекомплектом и реактивной установкой).
Доработанная АСУ-57 25 октября 1948 г была отправлена в НИАБП. После проведения повторных испытаний 8 февраля 1949 г машина возвращена на завод. Серийно не строилась, поскольку предпочтение было отдано самоходной установке с тем же названием АСУ-57, разработанной в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова.



   

<<

>>