Модификации:
№22 (С-22)
№23
ББ-22 завода №115
ББ-22 завода №1 войсковой серии
ББ-22 (Як-2) завода №1 серийный
ББ-22 (Як-2) завода №81
Як-2 с КАББ-МВ
Як-2 с двойным управлением
ББ-22бис (Як-4) завода №1
ББ-22бис (Як-4) завода №81
БПБ-22 (№31, ББ-22ПБ)
Р-12 (СР-12)
И-29 (ББ-22ИС)
ББ-22 с двигателями М-107
№22 (С-22)
Свободнонесущий двухмоторный моноплан смешанной конструкции. Экипаж состоял из двух человек.
Средняя часть фюзеляжа деревянная, выполнена как единое целое с крылом.
Носовая и хвостовая части фюзеляжа сварены из легированных стальных труб с проволочными расчалками; они являлись отъемными и крепились к средней части на болтах.
Обшивка передней части дюралевая, задней — полотняная с фанерным гаргротом в верхней части. В носовой части расположена кабина пилота.
В средней части находился бомбоотсек и фюзеляжные бензобаки, за которыми размещалась кабина штурмана, вписанная в обводы фюзеляжа. Хвостовая часть пустая.
Для осуществления стрельбы из задней стрелковой установки гаргрот хвостовой части опускался вниз.
Крыло деревянное двухлонжеронное, неразъемное с работающей фанерной обшивкой. Лонжероны коробчатые с сосновыми полками и фанерными стенками.
Hервюры выполнены из сосновых реек. Элероны с щелевой компенсацией, разрезные, дюралюминиевые с полотняной обшивкой.
Под крылом за задним лонжероном установлены дюралевые посадочные щитки, отклоняющиеся при посадке на угол 50°.
Хвостовое оперение двухкилевое. Стабилизатор и кили деревянные двухлонжеронные с фанерной обшивкой. Рули высоты и поворота дюралюминиевые с полотняной обшивкой.
Управление рулями высоты и элеронами осуществлялось с помощью ручки, установленной в кабине пилота, и системы жестких тяг и качалок. Управление рулями поворота тросовое.
Два двигателя М-103 мощностью 960 л.с. установлены на сварных моторамах из стальных труб в мотогондолах в крыле. Двигатели оснащены трехлопастными винтами изменяемого шага ВИШ-22К.
Водяные радиаторы размещены в хвостовых частях мотогондол и оборудованы выпускными управляемыми створками.
Кроме того над редукторами винтов находятся два расширительных бачка с заправочной горловиной, через которую производится заполнение системы водой.
Цилиндрические маслорадиаторы расположены внутри мотогондол.
Два фюзеляжных бензобака расположены за кабиной пилота, четыре крыльевых — в межлонжеронном пространстве слева и справа от мотогондол. Маслобаки размещены в носке крыла.
Шасси трехколесной схемы с убирающимися в полете стойками и хвостовым колесом. Размеры основных колес 600х250 мм. Ширина колеи 4 м.
Уборка и выпуск шасси производились гидросистемой с электроприводным насосом. От той же системы работал силовой цилиндр управления посадочными щитками.
Аварийный выпуск шасси выполнялся лебедкой с ручным приводом. Торможение колес пневматическое, амортизация маслянно-воздушная.
Вооружение — 2 пулемета ШКАС. Один пулемет курсовой в носовой части фюзеляжа, второй шкворневый в кабине штурмана.
Самолет должен был стать универсальной платформой, для создания на его базе скоростного разведчика, истребителя и легкого бомбардировщика.
Самолет построен на заводе №115 в одном экземпляре. Постройка была закончена в декабре 1938 г. Первый полет состоялся 23 марта 1939 г.
Заводские испытания проходили в марте-апреле 1939 г. (летчик-испытатель Ю.И. Пионтковский).
Госиспытания проводились в НИИ ВВС с 29 мая по 7 июня 1939 г. (ведущий летчик-испытатель Н.Ф. Шеварев).
По результатам испытаний были предложены рекомендации по улучшению машины.
№23
Проект модернизации самолета №22 путем установки более мощных двигателей М-105.
Ввиду существенных изменений исходного проекта, данная идея была реализована позже при создании ББ-22бис.
ББ-22 завода №115
Модернизация самолета №22 в варианте бомбардировщика на основании рекомендаций макетной комиссии НИИ ВВС.
Кабина штурмана была перенесена вперед и размещена рядом с кабиной пилота, в связи с чем высота фюзеляжа увеличилась на 80 мм;
бомбоотсек сдвинут назад и увеличен в размерах для обеспечения загрузки двух/четырех 100-кг бомб, предусмотрена возможность подвески двух бомб под крылом на наружных замках Д2МА;
убраны фюзеляжные бензобаки; увеличена площадь водных и масляных радиаторов; увеличен размер основных колес шасси (700х300 мм).
В кабине штурмана установлены два бомбосбрасывателя – основной электрический ЭСБР-3П и запасной механический МСШ-8, а также оптический прицел ОПБ-1МА.
В результате этих мероприятий вес вырос на 292 кг, запас топлива уменьшился, центровка сместилась назад, в связи с чем летные характеристики ухудшились.
Самолет построен на заводе №115 в одном экземпляре. Заводские испытания проходили в сентябре 1939 г.
По результатам испытаний было принято решение о серийном производстве ББ-22 на заводе №1.
ББ-22 завода №1 войсковой серии
Машины войсковой серии конструктивно практически не отличались от опытного ББ-22.
Кабина штурмана была оснащена стрелковой установкой СУ ББ-22.
В качестве эксперимента на трех экземплярах вместо нее были смонтированы задняя шкворневая установка конструкции Фролова, стандартная турель МВ-3 конструкции Г.М. Можаровского и И.В. Веневидова и турель истребителя ДИ-6.
В марте 1940 г самолеты войсковой серии прошли войсковые испытания в НИИ ВВС.
Испытания выявили недоведенность винтомоторной группы, быстрый износ колес шасси, плохой обзор из кабины штурмана, неотлаженное вооружение, недостаточную устойчивость, высокую посадочную скорость и ряд других замечаний.
Было построено 10 экземпляров.
ББ-22 (Як-2) завода №1 серийный
По результатам войсковых испытаний, в ходе серийного производства на заводе №1 произведены многочисленные изменения конструкции:
увеличено сечение каналов радиаторов, установлен дополнительный маслорадиатор, водорадиаторы развернуты перпендикулярно воздушному потоку,
на основные стойки шасси установлены спаренные колеса диаметром 700 мм. В связи с установкой задней стрелковой установки ДИ-6, гаргрот хвостовой части фюзеляжа был понижен.
Всего построен 71 экземпляр, после чего серийное производство было передано заводу №81.
ББ-22 (Як-2) завода №81
На самолетах завода №81 в ходе серийного производства производились различные доработки:
изменена конструкция выхлопных патрубков, изменены тоннели водорадиаторов, доработана проводка управления,
усилен замок костыля, прорезано дополнительное окно в полу кабины штурмана и др.
Мероприятия по снижению веса и улучшению отделки позволили несколько повысить максимальную скорость полета.
Всего было построено 30 экземпляров.
Як-2 с КАББ-МВ
Одноместный штурмовик на базе серийного Як-2, оснащенный комбинированной артиллерийско-бомбардировочной батареей конструкции Г.М. Можаровского и И.В. Веневидова (КАББ-МВ).
Батарея состояла из двух пушек ШВАК (боекомплект 300 снарядов) и двух пулеметов ШКАС (1000 патронов) на общей подвижной раме.
Система устанавливалась в нижней части фюзеляжа вместо штурманской кабины.
Стрельбу можно было вести как при неподвижном оружии, так и при его вращении от электропривода на угол от 0 до 30 градусов.
Бомбардировочное вооружение включало две кассеты КД-1-1038 с возможностью подвески до 10 бомб АО-8 или АО-20 или одну кассету КД-2-438 с 4 бомбами ФАБ-50 или ФАБ-100.
Органы управления бомбардировочным вооружением были перенесены в кабину летчика. Для улучшения обзора в носовой части фюзеляжа установлен плексигласовый обтекатель.
Был переоборудован один серийный Як-2 на заводе №32. Госиспытания проводились в НИИ ВВС в марте-апреле 1941 г (ведущий летчик-испытатель Н.Ф. Шеварев).
Серийно не строился в связи с прекращением производства Як-2.
Як-2 с двойным управлением
Учебно-тренировочный вариант Як-2. Вместо кабины штурмана было установлено место инструктора с двойным управлением.
Самолет построен в одном экземпляре путем переоборудования серийного Як-2 в феврале 1941 г. Госиспытания проводились в НИИ ВВС с 6 марта по 5 июня 1941 г.
Испытания выявили неудачность конструкции кабины инструктора. Серийно не строился в связи с прекращением производства Як-2.
ББ-22бис (Як-4) завода №1
Модернизация ББ-22 путем установки более мощных двигателей М-105.
Оснащался винтами изменяемого шага ВИШ-22Е, дополнительным 8-дюймовым маслорадиатором на внутренней поверхности мотогондол,
удлиненными выхлопными патрубками, выведенными на верхнюю поверхность крыла, металлическими накладками на крыле под патрубками.
Самолет построен на заводе №1 путем переоборудования серийного ББ-22 в одном экземпляре в марте 1940 г.
Заводские испытания проходили c 31 марта по 23 апреля 1940 г. (летчик-испытатель П.Н. Моисеенко).
По результатам испытаний было принято решение о серийном производстве ББ-22бис на заводе №81.
Второй недостроенный прототип был передан на завод №81.
ББ-22бис (Як-4) завода №81
Серийные ББ-22бис отличались от прототипа заменой цилиндрических маслорадиаторов сегментными типа ОП-252,
располагаемыми в передней части мотогондол, наличием створок на выходе тоннеля радиатора для регулирования температуры масла в полете.
Кабина штурмана была оснащена задней стрелковой установкой ТСС-1 с боекомплектом 800 патронов.
На наружной подвеске под крылом на замках Д2МА-250 могли размещаться до 4 бомб общей массой до 500 кг.
Кроме того могли использоваться подвесные топливные баки 100 л.
Всего было построено 90 экземпляров.
БПБ-22 (№31, ББ-22ПБ)
Пикирующий бомбардировщик на базе ББ-22.
Был оснащен тормозными решетками, механизмом автоматического ввода и вывода из пикирования, улучшен обзор из пилотской кабины путем увеличения остекления.
Самолет построен на заводе №81 путем переоборудования серийного ББ-22 в одном экземпляре в октябре 1940 г.
Первый полет состоялся 22 октября 1940 г (летчик-испытатель Я.Г. Пауль). Серийно не строился в связи с прекращением производства ББ-22.
Р-12 (СР-12)
Скоростной разведчик на базе ББ-22. На самолете были установлены двигатели М-105.
Был оснащен радиостанцией РСР-3, двумя аэрофотоаппаратами: дневным АФА-1 и ночным НАФА-19.
Вооружение — один курсовой пулемет ШКАС в носовой части фюзеляжа (боекомплект 600 патронов), один пулемет ультраШКАС в кабине штурмана (1000 патронов).
Построен на заводе №115 28 октября 1939 г. в одном экземпляре. Первый полет состоялся 15 ноября 1939 г. Серийно не строился.
И-29 (ББ-22ИС)
Одноместный истребитель на базе ББ-22. На самолете были установлены двигатели М-105.
Вооружение состояло из двух подфюзеляжных пушек ШВАК (боекомплект по 300 снарядов на каждую).
Построен на заводе №115 в одном экземпляре. Первый полет состоялся в декабре 1940 г. Заводские испытания проходили весной 1941 г. Серийно не строился.
ББ-22 с двигателями М-107
Проект модернизации ББ-22 путем установки более мощных двигателей М-107.
Ожидалось, что это даст прирост скорости до 650 км/ч. Работа над проектом велась с февраля 1940 по апрель 1941 г.
Проект не был реализован в связи с необходимостью усиления крыла и связанным с этим изменением конструкции и увеличением веса, а также недоведенностью двигателя М-107.