Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 
 
     
     
 

ЛТХ

 
 

Чертежи

 
 

Окраска

 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

УТ-21

УТ-21


Учебно-тренировочный истребитель. Разработан на базе серийного УТ-1.
В различных документах обозначался как УТ-21, Я-21, М-21, №21, №21/25, №25.

Одномоторный одноместный моноплан смешанной конструкции с низкорасположенным крылом.
Фюзеляж прямоугольного сечения, ферменного типа, сварен из стальных труб с проволочными расчалками. Ферма фюзеляжа состояла из четырех лонжеронов и девяти рам. Обшивка дюралевая в носовой части и полотняная на фанерном и реечном каркасе в средней и хвостовой частях Кабина пилота полностью закрывалась сдвижным фонарем. Боковая стенка кабины с левой стороны откидывалась, а верхняя часть фонаря сдвигалась назад по полозкам. Гаргрот за фонарем выполнен из фанеры и имел закругленную форму для плавного перехода к килю.
Двигатель Рено-6Q-01 мощностью 220 л.с. крепился на мотораме из стальных труб. В дальнейшем предполагалась замена мотора на его лицензионный вариант МВ-6. Воздушный винт деревянный, двухлопастной. Втулка винта закрыта обтекателем. Бензобак емкостью 170 л расположен в средней части фюзеляжа, между противопожарной перегородкой и кабиной пилота. Бензин поступал в карбюратор самотеком. Маслобак емкостью 13 л размещен в носке крыла. Охлаждение цилиндров двигателя осуществлялось через воздухозаборник с левой стороны лобовой части капота, выход воздуха происходил через щели в задней части по обе стороны капота. С правой стороны находился приемник всасывающего патрубка карбюратора. Маслорадиатор пластинчатого типа расположен в нижней части капота.
Крыло деревянное двухлонжеронное, неразъемное, состоящее из 2 лонжеронов и 28 нервюр. Лонжероны коробчатые, полки клееные из сосновых планок, стенки из березовой фанеры. Нервюры в средней части имели рамную конструкцию, хвостовые части ферменного типа. Крыло имело работающую фанерную обшивку, снаружи оклеенную миткалем. Для придания обшивке жесткости вдоль крыла проложены три стрингера. Сверху обшивки слева между нервюрами № 1 и № 2 укреплены на шурупах сосновые рейки, служившие подножками при входе в кабину. Элероны с щелевой компенсацией, разрезные, дюралюминиевые с полотняной обшивкой. Они расположены между 6 и 13 нервюрами и имели по три шарнирные опоры. Остальную хвостовую часть крыла от элерона до фюзеляжа занимали посадочные щитки. Щиток состоял из лонжерона, 6 коробчатых нервюр, заднего ободка и имел дюралевую обшивку.
Каркас хвостового оперения выполнен из дюралевых профилей и обшит полотном. Для повышения жесткости оперение подкреплено двумя подкосами, идущими от фюзеляжа к переднему лонжерону стабилизатора, и четырьмя расчалками, связывавшими фюзеляж с лонжеронами стабилизатора и киля. Киль состоял из переднего наклонного и заднего вертикального лонжеронов и трех нервюр. Стабилизатор крепился к фюзеляжу в трех узлах. Предусматривалась возможность изменения угла его установки на земле.
Неубирающееся безосное шасси имело пирамидальную схему. Каждая пирамида состояла из вертикальной вильчатой стойки с пластинчатой резиновой амортизацией, заднего вильчатого подкоса и бокового подкоса. Стойки и боковые подкосы крепились к лонжеронам. Амортизационный пакет набран из 11 пластин круглой резины с дюралюминиевыми прокладками. Колесо размером 500 х 125 мм вместе со стойкой и задним подкосом заключено в общий легкосъемный обтекатель. Костыль неориентирующийся, с рессорной амортизацией из пяти стальных листов с легкосъемной сварной пятой. Снизу костыль закрыт дюралевым обтекателем.
Управление самолетом смешанное: жесткие тяги к рулю высоты и элеронам, а тросы - к рулю направления. Управление щитками механическое, с помощью рукоятки, тяг и качалок.
Вооружение - синхронный пулемет ШКАС калибра 7,62 мм (боезапас 50 патронов). Под фюзеляжем предусматривалась возможность подвески двух бомб АО-10.

Работы велись на заводе №115 под руководством ведущего инженера Н.Б. Кастальской. Постройка самолета закончена в августе 1937 г. Первый полет совершен во второй половине сентября 1937 г. (летчик Ю.И. Пионтковсий). Заводские испытания были проведены с конца сентября 1937 г по май 1938 г. Самолет проходил предварительные госиспытания летом 1939 г, после чего был отправлен на доводку на завод №47, где над ним велись работы под обозначением №25.
Построен в одном экземпляре.



   

<<

>>